Минпромторг подготовил предложение по квотированию экспорта лома металлов в регионах. Об этом заявил замглавы ведомства Виктор Евтухов на международном металлургическом саммите "Русская сталь. Стратегия роста", сообщает ИА PrimaMedia. Приморские портовики смотрят на эту инициативу, как на очередную попытку продавить интересы "стального лобби". Вместе с этим, крупнейший дальневосточный производитель, которого называют главным бенефициаром предложения Минпромторга, заявляет о дефиците сырья, невосполнимом без ограничения экспорта.
"Мы сейчас рассматриваем различные механизмы удовлетворения спроса на товарный лом внутри страны. Нами подготовлены предложения по квотированию экспорта лома, причем разные показатели — для различных федеральных округов, для различных регионов. В принципе, где-то нет внутреннего потребления и можно вывозить 100%, а где-то, как на Дальнем Востоке, катастрофическая нехватка лома. Даже если весь лом будет оставаться, все равно его будет не хватать, чтобы заполнить мощности в регионе. То же самое касается и Северо-Западного региона, центральной части России. Сейчас очень важно увеличить ломозаготовку различными инструментами, различными механизмами, и оставить его для наших предприятий, чтобы они смогли максимально загружать свои мощности", — сказал Евтухов.
По словам представителей портовой отрасли, главным бенефициаром предложенных ограничений является дальневосточный производитель сортового и листового проката, хабаровское предприятие "Амурметалл" (ГК "Торэкс"), согласно информации из ряда источников, близкое к губернатору Хабаровского края Сергею Фургалу. В разное время за Фургалом числились контрольные пакеты акций таких компаний, как ООО "Производственная компания "Хабаровскметаллторг", ООО "Миф-ДВ", ООО "Дальпромснаб".
"ТОРЭКС-Хабаровск" — один из крупнейших налогоплательщиков Хабаровского края, обеспечивающий свыше 200 млн налоговых сборов ежегодно. Производитель неоднократно заявлял о дефиците сырья. Потребность предприятия в ломе металлов — порядка 100 тысяч тонн в месяц и более миллиона тонн в год, ранее сообщал генеральный директор компании "ТОРЭКС-Хабаровск" Сергей Кузнецов, тогда как объемы экспорта вторчермета составляют около 1 млн тонн в год.
Портовики при этом считают, что соотношение спроса и предложения должен определять рынок.
"Начнем с того, что изначально лом металлов – частная собственность гражданина, который решает, куда ему сдать старый корпус праворульной иномарки, и то, что мы наблюдаем сегодня – лоббистское течение в интересах людей с административным ресурсом. Когда производители получат очередной бонус, их продукция едва ли станет дешевле, но при этом пострадают предприятия, завязанные на перевозку и перевалку лома металлов через порты Дальнего Востока. Я считаю, должен работать рынок. Если внутренний производитель хочет закрыть сырьевые потребности, пусть предлагает соответствующую цену", — прокомментировал генеральный директор ПАО "Славянский СРЗ" Андрей Якимчук.
По словам собеседника, основной потребитель дальневосточного лома, Южная Корея, "умудряется как-то закупить лом в России, привезти, переработать, а потом продать обратно в Россию, тому же заводу "Звезда". Российский производитель просто не хочет платить за сырье реальную цену, считает Якимчук.
В апреле "Фонд развития трубной промышленности" уже пытался продавить инициативу о временном общероссийском запрете экспорта лома металлов с возможностью последующего его продления. Тогда в разговоре с корр. ИА PrimaMedia, комментируя это предложение, руководители портов говорили о его губительных последствиях для экономики региона.
"В объемах перевалки "Владморрыбпорта" металлолом занимает 10-15%, но для нас это очень важный груз. Заменить его нечем. Поднимать тарифы на перевалку рыбы – не выход. Во время действия последних ограничений с мая по январь экспортёрам приходилось сначала везти товар на Сахалин, там оформлять и уже потом отправлять на экспорт. Конечно, из доходов предприятий, из экономики России "вылетели" десятки миллионов рублей", – рассказывал член совета директоров ОАО "Владивостокский морской рыбный порт" Денис Сарана.
Отметим, история противостояния экспортеров лома металлов и сталелитейных предприятий имеет долгую историю.
В 2008 году перевалка отходов металла за границу уже попадала под запрет во всех дальневосточных портах за исключением Петропавловска-Камчатского, и он просуществовал около полугода. Ограничения регламентировались приказом ФТС, который экспортеры и портовики оспорили в антимонопольных органах. Отстоять свой бизнес им удалось – данная норма была признана недействительной со вступлением в силу ТК РФ, экспортные потоки возобновились.
Однако в 2011 году вступило в силу новое постановление правительства № 1148, бессрочно запретившее экспорт лома черных металлов через любые порты Дальнего Востока, кроме Магадана. Спустя полгода с момента введения запрета Высший арбитражный суд РФ признал его недействующим. При этом суд обозначил позицию, что правительство может вводить ограничения, но исключительно для защиты страны и ее граждан, а не для выгоды отдельных предприятий.
Наконец, новый виток ограничений в 2018 году был связан с недавним постановлением правительства № 584 "Об определении в Дальневосточном федеральном округе пунктов пропуска через госграницу для убытия из РФ за пределы таможенной территории ЕЭС отдельных категорий товаров", в рамках которого лом черных металлов разрешалось вывозить только через Петропавловск-Камчатский, Магадан, мыс Лазарева, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Де-Кастри, Москальво, Пригородное и Шахтерск (Сахалин). Автором данной инициативы выступил Сергей Фургал, на тот момент являвшийся депутатом Государственной думы, а ныне занимающий должность губернатора Хабаровского края.
Примечательно, что завод "Амурсталь" на конец ноября 2018 года отгрузил покупателям 510 тысяч тонн продукции, что в пять раз превысило аналогичные прошлогодние показатели, а к концу года эта цифра превысила 600 тысяч тонн. При этом представители отрасли утверждают, что половина его продукции – это просто стальная заготовка, которая уходит на экспорт, уже без таможенных пошлин, тем же сталепрокатным предприятиям, что потребляют и российский металлолом. По сведениям редакции, сталелитейщики пытались, но не смогли продлить срок действия ограничений.
В марте текущего года с предложением о временном ограничении экспорта металлолома из России, но уже с перспективой регулярного продления выступил НКО "Фонд развития трубной промышленности" (ФРТП). Как заявляли авторы инициативы, шестимесячный запрет, уже во всероссийских масштабах, решит проблему дефицита сырья внутри страны и позволит увеличить производство продукции с высокой добавленной стоимостью. По данным ФРТП, с 2010 по 2016 год электросталеплавильные мощности в России увеличились с 27,5 млн до 36,7 млн тонн в год. Из-за образовавшегося дефицита средняя стоимость лома выросла на 52% в 2017–2018 годах.Тогда продавить инициативу не удалось.